Бизнес предложил новые меры поддержки для выпуска аккумуляторов

Ассоциация развития технологий систем накопления энергии (АРТСНЭ) предложила расширить меры поддержки отечественных производителей литий-ионных аккумуляторов. Письмо об этом, датированное концом декабря 2023 г., направлено на имя заместителя министра экономики Максима Колесникова (есть у «Ведомостей»). Отправку подтвердил представитель АРТСНЭ.

В пресс-службе Минэкономразвития заявили, что ведомство совместно с Минпромторгом и другими заинтересованными ФОИВами готово рассмотреть предложения ассоциации.

Ассоциация среди прочего предлагает включить электрозарядные станции (ЭЗС) с литий-ионным накопителем для зарядки электромобилей в правила предоставления субсидий для софинансирования расходов субъектов РФ на развитие зарядной инфраструктуры. «Внесение указанных изменений обеспечит возможность применения систем накопления энергии в составе стационарной ЭЗС, позволяя снизить требования по техприсоединению к электросетям, что актуально для удаленных и труднодоступных районов», – пишет Белавинцев. Благодаря этому, отмечается в письме, также будет обеспечена возможность создания станций экспресс-зарядки в крупных городах в условиях дефицита свободной мощности.

Сегодня государством субсидируется установка быстрых ЭЗС: компенсируется до 60% стоимости зарядной станции (но не более 1,86 млн руб.) и до 30% (до 900 000 руб.) – техприсоединения к электросети. В 2022 г. в России, по данным Минэкономразвития, было установлено 439 быстрых и 783 медленных зарядок, план на 2023 г. составлял 659 и 2163 ЭЗС соответственно. По данным сервиса 2Chargers на июль прошлого года, в России насчитывалось около 4500 электрозаправок, из них быстрых 779.

Актуальные данные по спросу на литий-ионные аккумуляторы и количеству ЭЗС в Минэке не предоставили. 

По действующим правилам субсидия на техприсоединение выдается при подключении не менее 149 кВт. При установке ЭЗС с накопителем энергии потребуются гораздо более скромные мощности – порядка 10-30 кВт, именно поэтому и нужны изменения в нормативную базу, пояснил «Ведомостям» источник, знакомый с предложениями АРТСНЭ. 

Представитель Минпромторга сообщил «Ведомостям», что предложения ассоциации в министерство не поступали, но межведомственная проработка вопроса о внесении изменений в правила предоставления субсидий для создания зарядной инфраструктуры уже ведется. Окончательное решение, по его словам, не принято.

Председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева отмечает, что сегодня в России фактически нет серийно производимых ЭЗС с накопителями. Но ранее Минпромторг проводил конкурс по субсидированию НИОКРов на разработку ЭЗС с аккумуляторами. Одной из компаний, которая начала выпуск таких зарядных станций в ноябре прошлого года, стала ООО «Иви-Тайм» («Ведомости» направили запрос в компанию). Во входящей в «Росатом» «Рэнере» (интегратор по выпуску литий-ионных накопителей) не ответили на запрос. «Ведомости» также направили запрос в «Камаз», являющийся одним из соучредителей ассоциации.

АРТСНЭ также предложила Минэку поддержать ряд мер таможенного регулирования: обнулить плату за импорт оборудования для производства литиевых продуктов (в случае отсутствия российских аналогов) и установить 10%-ную ввозную пошлину на готовые литий-ионные батареи. Для этого, по мнению ассоциации, необходимо внести изменения в таможенные коды ОКВЭД – разделить существующий сегодня под кодом 8507 60 0000 (аккумуляторы электрические, литий-ионные) товар на две группы. Отдельно выделить литий-ионные батареи и литий-ионные аккумуляторные ячейки, из которых и состоит аккумулятор. Кроме того, в качестве мер поддержки отрасли ассоциация предложила включить производство анодных и катодных материалов в перечень критически важных технологий и автокомпонентов (это позволит получать под их выпуск льготные кредиты), а также внести оборудование для литиевой промышленности в перечень изделий с ускоренной амортизацией.

Минпромторг против повышения таможенных пошлин на литий-ионные батареи и литий-ионные ячейки для них «до тех пор, пока производственные возможности российских организаций не будут покрывать потребности российского рынка», сообщил «Ведомостям» представитель ведомства. В министерстве подчеркивают, что сейчас уже действует целый спектр мер господдержки для производителей накопителей: субсидирование НИОКР, стимулирование реинжиниринга, специальные инвестиционные контракты (СПИКи), программы Фонда развития промышленности, льготное кредитование экспортных проектов и проч. Там также напомнили про СПИК, заключенный со структурами «Росатома» для строительства в Калининграде крупнейшей фабрики по выпуску литий-ионных аккумуляторов на 4 ГВт ч в год (50 000 батарей в год). Вторая фабрика аналогичной мощности должна появиться в Москве.

В перспективе 2025 г. основным драйвером рынка литий-ионных аккумуляторов будет, конечно, развитие электротранспорта, отмечает руководитель проектов SBS-Consulting Дмитрий Бабанский.

Продажи новых электрокаров выросли в 2023 г. в 4,7 раза год к году до 14 089 машин, следует из данных «Автостата». Существенно растут продажи не только для физических, но и юридических лиц, приобретающих транспорт по лизинговым схемам. По словам директора по продажам лизинговой компании «Европлан» Ивана Коровникова, по результатам 2023 г. электромобили составили более 2% от всего количества выданных компанией легковых транспортных средств. Половина из них – Evolute и Москвич 3е, продажи которых в лизинг выросли в 10 раз к 2022 г. Ранее, по словам топ-менеджера, речь шла о «единичных выдачах». 

Бабанский добавляет, что значительный потенциал роста спроса на аккумуляторы имеется также в электросетевом комплексе.

В ответе Минэнерго на запрос «Ведомостей» говорится, что министерство считает наиболее перспективным применение накопителей в энергетике в составе комплексов с ВЭС и СЭС. «Промышленные накопители в энергетике в настоящее время представлены двумя основными группами: гидроаккумулирующие станции (ГАЭС; в России эксплуатируется три таких станции) и электрохимические системы накопления энергии (СНЭ). Технология ГАЭС является наиболее развитой и широко используемой, в первую очередь для сглаживания пиков энергопотребления. Что касается СНЭ, это относительно новая технология, только находящая применения в электроэнергетике», – говорится в ответе министерства.

Минпромторг оценивает объем российского рынка литий-ионных технологий в 900 МВтч, или 17 млрд руб. в год, с перспективой увеличения к 2030 г. до 22,2 ГВтч, или 350 млрд руб.

По словам Бабанского, сейчас потребление накопителей в стране обеспечивается в основном за счет импортной продукции. Как следствие, основной акцент господдержки должен быть сделан на стимулировании спроса, а также на повышении уровня технологичности и локализации, полагает он. Из предложений АРТСНЭ он считает целесообразным выравнивание таможенного регулирования: повышать пошлины на импорт готовой продукции и снижать их – на ввоз материалов и оборудования. При этом потенциал экспорта аккумуляторов из России, по словам Бабанского, «в обозримой перспективе» сильно ограничен.

Заместитель гендиректора ИПЕМ Александр Григорьев добавляет, что рынок накопителей «широк и разнообразен», поскольку спрос на них формируется в разных отраслях. Антироссийские санкции, введенные после 2022 г., по его словам, не оказали негативного влияния на объемы импорта готовых литий-ионных аккумуляторов и их элементов. Но некоторых традиционных поставщиков заместили компании из Китая и Южной Кореи, добавляет он. Основная сложность с господдержкой, по словам Григорьева, в том, чтобы определить технологии, которые станут доминирующими на ближайшие годы. «Литий-ионная технология – самая распространенная и освоенная, но не безальтернативная. Суперконденсаторы, натрий-ионные аккумуляторы, гравитационные накопители – вот далеко не полный список решений, которые выйдут на рынок в ближайшие годы», – резюмирует он.

×

Выберите удобное время, и мы вам перезвоним

Во сколько?
Москва, GMT+3
Номер вашей заявки: №{{ctrl.model.appNumber}}
{{ ctrl.errorMessage() }}

Заявка отправляется

Благодарим за обращение в Европлан!

Номер вашей заявки: №
{{ctrl.message()}}
Если этого не произошло, вы можете обратиться по телефону:
+7 800 250 80 80